Виса: что это и как с ними работать.

eZotaverna Форумы Эзофорум Виса: что это и как с ними работать.

В этой теме 6 ответов, 3 участника, последнее обновление  Snake Lillie 6 мес., 3 нед. назад.

Просмотр 5 сообщений - с 1 по 5 (из 7 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #6372

    Igor
    Участник

    Виса — это стиховорно-сложенное обращение к богам, или же описание действия рун. Виса необходима для «зарядки» — смысловой нагрузки рунной формулы. Если исходить из исторического первоисточника, то вис было несколько видов. В самой общей форме мы имеем возможность говорить о висах, нидах и других формах скальдической поэзии.

    Дело в том, что все это есть скальдическая поэзия (а это довольно своеобразная форма стихосложения и в принципе не жду ни от кого вис с аллитерацией, тут нужно быть поэтом), но висы при этом простые стихи (часто исполняемые с аллитерация, иногда простым ритморядом — что крайне редко было), ниды же отличались всего навсего применимостью, но не техникой стихосложения. Нид — это наказательный, хулительный, неблагочистивый стих. Грубо говоря выговор стихотворной форме, или, выражаясь иначе, проклятие. Нид — позорный столб скандинавов. Существует также и мансинг — любовные стихи.

    Помимо этого, есть и иные виды скальдической поэзии, а именно: драпы — это гимны, состоящие из отдельных вис (они вполне автономны), объединял их стев (припев); флокки — простые «бытовые» стихи.

    Кто-то может изучить специфику скальдической поэзии и применять, соотвественно, висы такого написания. Кто-то будет соблюдать базовые правила и писать стихи согласно стандартному ритморяду. В идеале, конечно, писать висы на норвежском, но это уже из разряда фантастики.

    Теперь о поэтической стороне вис.

    Поэзия того периода была двух видов (сейчас сугубо о литературной, этнографческой стороне вопроса): эддическая и скальдическая. В этой статье рассмотрим скальдическую поэзию. Эддическая — фольклорная поэзия, отсюда и смысловая нагрузка.

    Скальдическая поэзия не имела сюжетного разворота, как эддическая, но для нас интересна именно она. Этот вид поэзии базировался не на рифме, а на аллитерации: созвучии начальных звуков слов, стоящие под смысловым ударением и повторяющиеся с определенной регулярностью в двух соседних строках. Таким образом они «связывались». Кроме внешних в каждой строке имелись и внутренние рифмы. По применению чаще всего применялись драпы — хвалебные оды.

    Скальдическая поэзия.

    «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда» более известны. Эти произведения несут огромное значение как культурно- историческое, так и эзотерическое. Есть современные произведения литературы, которые базируются на Эддах: «Сломанный меч», «Хроники Хьерварда».

    В поэзии эддической видна сюжетная нагрузка. Скальдическая же поэзия более тяготеет к формальному стихотворному ряду. Основные черты: аллитерации, многоколенные метафоры, внутренние рифмы. Т.е. подчинение формы содержанию. У песни Эдды авторов не было, т.к.  они формировались десятилетиями и совершенствовались многими сказателями. Скальдическая поэзия выводит на первое место человека, автора стихотворной формы. Исследователи этой поэзии считают это следствием перехода от певца к поэту, от безымянного к автору.

    Эддическое и скальдическое стихосложение берет начало из древнегерманского аллитерационного стиха. И в тоже время как стих эддический — максимально простая форма, то стих скальдический — максимально усложненная форма.

    В скальдическом стихе все строго формализованно: количество слогов в строке, наличие и положение рифм внутренних, количество строк в строфе.

    Наиболее распространенный скальдический размер — дротткветт. «Им сочинено пять шестых всей скальдической поэзии». Виса, т.е. строфа дротткветта состоит из восьми строк, образующих два четверостишия или четыре двустишия. В нечетных строках дротткветтной висы всегда два аллитерирующих слога, в четных — один, и это всегда первый слог.

    Кроме того, в каждой строке должны присутствовать внутренние рифмы (хендинги), которые, по мнению скальдов, и создавали красоту дротткветта. Хендинг может слагаться из согласной с предшествующей ей гласной (полная рифма) и из согласного без предшествующего ему гласного (неполная рифма).

    Ведать будут, верно,
    Вдовица и девица,
    Что на град я ратным
    Обрушился оружьем.
    След от струй преострых
    Стали там остался.
    Мне от Нанны ниток
    Несть из Руси вести
    (Харальд Суровый, пер. С.В. Петрова)

    В каждой строке дротткветта должно быть шесть слогов, из которых три несут метрические ударения. Предпоследний слог в строке всегда должен был нести метрическое ударение, а также его должен нести первый слог четной строки, поскольку на него всегда падала «главная аллитерация».

    Жаль, бежал обидчик,
    Вежеству обучен.

    Самое, конечно, сложное и почти нереальное в исполнении, ввиду особенностей фонетики русского (украинского) языка, то есть не романо-германской группы — это переплетение предложений дротткветта. Они могут втискиваться друг в друга кусочками.

    Верно я — а ворог –
    Лишь видел плоть девичью,-
    Врать горазд – устами
    Тронул губы любы.
    (Эйндриди Эйнарссон, пер. С.В.Петрова)

    Менее распространены такие ритмы и размеры: тёглаг, хрюнхент, рунхент и квидухатт.

    Тёглаг — четырехсложный размер:
    Злато благ
    Влаге чаек,
    Где конь Рёккви
    Гривой реет…
    (Эгиль сын Грима Лысого, пер. С.В.Петрова)

    Хрюнхент — восьмисложный и четырехтактный размер, аналогичный дротткветту. Ударные и не ударные слоги обычно располагаются по схеме хорея.
    Слушай, Магнус, песню славну.
    Слова я не вем иного.
    Я твою, владыка даков,
    Доблесть славлю речью доброй.
    (Арнор сын Торда скальд ярлов, пер. С.В.Петрова)

    Рунхент — единственный размер с конечной рифмой. Также в нем используется внутренняя рифма и аллитерация.
    Воспеть велите ль,
    Как наш вчитель
    Славит своїми
    Делами имя?
    (Эгиль сын Грима Лысого, пер. С.В.Петрова)

    Квиндухатт — самый простой размер. Здесь ни внутренних, ни конечных рифм, а расстановка аллитерирующих слогов весьма свободная.

    В поэзии скальдов основные элементы стилистики — хейти и кеннинги. Хейти — замена одного собственного названия/имени другим. К примеру, в «Старшей Эдде»: Один заменяется на Высокий, Вотан, что и есть хейти Одина.

    Кеннинг — замена существительного речи обычной двумя, причем второе из них определяет первое.

    Традиционные кеннинги — конь моря, древо битвы, холм шлема. Кеннинги могут быть многочленными (огонь треска стрел — меч, т.к. треск стрел — битва, огонь битвы — меч).

    Основной жанр скальдической поэзии — хвалебная песнь. Основная форма скальдической хвалебной песни — драпа. В средней части драпы всегда находился так называемый стев (припев, разбивающий драпу на несколько кусков). Таким образом, драпа представляет собой чередование вис и стевов, которые могут быть прозаическими, а могут — стихотворными. Драпа без стевов — флокк. Он представлял собой просто цикл вис и считался менее престижной формой.

    Нид восходит к первобытным заклинаниям, что налагались на врага и явно, и скрыто.

    Существуют простые и сложные висы.

    Простые висы – описание рун в формуле/руновязи и цели данной работы. В простой висе описывается каждая руна или комбинация рун. Также следует помнить принцип центральной руны формулы/руновязи: строчная формула читается слева направо, палидром же – из центра.

    Сама виса – стихотворная форма, хоть и возможен вариант не стихотворных вис. Но именно стихотворные висы дают ритмичность, т.е. определенные вибрации, что и является необходимым фактором вис. В классике вис ритмичность достигается внутренней и внешней рифмой.

    Идеальным вариантом созданием висы – использование прямого указания действия, т.е., например, использование гебо – связь, связывать. При создании висы прямо говорить: связываю.

    Возьмем, для более сложного примера, формулу неуязвимости в бою: Тейваз+Эйваз+Лагуз.

    Тейваз – борьба, битва за справедливость.

    Эйваз – препятствие и защита.

    Лагуз – вода, интуиция.

    В данной формуле центральной руной будет Эйваз – защита. Значит, вису строим от центральной руны:

    Защита крепка нерушима (Эйваз)

    В битве за волю и правду (Тейваз)

    Воина кроет водной завесой (Лагуз).

    Этот вариант не идеален, но прост и оговаривает руны, которые используются в рунной формуле. В этом варианте нет необходимости проговаривать сами руны, т.к. виса использует маркеры, которые четко указывают на них.

    В более сложном варианте возможно добавление несколько строф, которые расширят значение формулы, а также оговорят нужные подробности. В классике, виса имеет 6-8 строф. Но в силу другой семантики русского/украинского языков, внутреннюю рифму составить сложнее, хотя и возможно.

    Воин и меч битвы не минут,

    Павших валькирии подымут,

    В битве за правду и волю (Тейваз)

    Защитой крепкой закрою (Эйваз)

    Как вода неуязвимой (Лагуз)

    И враги все погинут.

    Описание той же формулы практически теми же словами.

    В начале составления вис, как правило, создаются именно такие, простейшие висы. В дальнейшем, по мере как нарабатывания личных навыков понимания рун, чувствования рунных вибраций и каналов, так и развития своего таланта эриля (поэта), висы будут составлятся с соблюдением скальдического искусства.


    Non Nobis, Domine, Non Nobis…
    #6442

    Радагаст
    Участник

    Очень интересная тема, автору грац)

    «В идеале, конечно, писать висы на норвежском»

    — только с этим, пожалуй, не соглашусь.

    В силу формализации и прочих изменений, речь норвежцев сейчас очень отличается от говора тех времён.

    Пожалуй, сейчас норвежский для этого подходит не больше, чем русский, если оценивать всю совокупность свойств языка)

    В остальном — можно только сказать автору темы спасибо за качественный материал.


    Чудеса редко радуют на этой печальной планете. Того, кто видит всю совокупность последствий.
    #6444

    Igor
    Участник

    Благодарю за внимание…)))

    Что касается норвежского — ИМХО — не столь важен язык, сколь строение и направленность висы…

    ЗЫ Исскуство эриля, в первую очередь, — исскуство сложения вис, а уж потом — работа с Футарком… Опять же, ИМХО…


    Non Nobis, Domine, Non Nobis…
    #6486

    Snake Lillie
    Участник

    Хочу высказать свое скромное мнение, что вообще без разницы какой язык, если понимать, что вкладывается, что и как происходит при таком сложении (посыле).

    #6511

    Радагаст
    Участник

    ЗЫ Исскуство эриля, в первую очередь, — исскуство сложения вис, а уж потом — работа с Футарком…

    — по крайней мере, не менее важно. Можно также сказать, что для эриля сложение висы и вложение рунической формулы было «одно», неделимое действие. Люди раньше не дробили свою жизнь и действия так мелко, как сейчас.

    вообще без разницы какой язык, если понимать, что вкладывается, что и как происходит при таком сложении (посыле)

    — думаю, могу пояснить мысль Snake Lillie, это не пренебрежение к ритуалу и к теме.

    Ритуал применяется для того, чтобы правильно уложить свой посыл и донести его (дослать) туда, куда этот посыл предназначен. Собственно, сам Футарк в магии используется для того, чтобы не «растекаться мыслью по Игдрассилю» ) и не сфальшивить в деталях, а применить добротные шаблоны. Ритмика вербального изложения — произнесённая виса, и положенный на эту ритмику посыл — нужны, чтобы руническая формула гарантированно попала в нужный слой Плетения Судеб.

    Но сейчас мы почти всегда сталкиваемся с тем, что древний ритуал полностью — невыполним. Например, мы не владеем языком, на котором слагались висы. И полезно соизмерять, что окажется эффективнее: выполнить ритуал, насколько это возможно, или — совершить действие «вживую» — прямо донести свою формулу в нужное «место». Такая возможность всегда существовала, но она всегда зависит от состояния слоёв и состояния мышления мага. От его навыков «прямого действия» и понимания, как, куда и что следует донести.

    И вот тут, когда надо понять, как и куда — требуется уважение к ритуалу (который при этом не исполняется). Пусть мы не можем его выполнить — мы должны его понимать. Зачем и какая была ритмика. Как отличались ритмические формы в зависимости от посыла. И почему. Если готового навыка прямого действия нет — ритуал надо понять и прочувствовать, независимо от того, используешь ты его потом или нет. Это позволяет правильно сформировать прямой навык, и в целом — формирует, постепенно, ту самую культуру мышления мага, которая позволяет такие навыки выработать и использовать. После чего, конечно, язык уже не важен))

    Вот почему полезны такие темы, особенно если автор, как в данном случае, сам понимает и «прочувствует» тот ритуал,  о котором пишет.


    Чудеса редко радуют на этой печальной планете. Того, кто видит всю совокупность последствий.
Просмотр 5 сообщений - с 1 по 5 (из 7 всего)

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.

Поделиться: