Виса — это стиховорно-сложенное обращение к богам, или же описание действия рун. Виса необходима для «зарядки» — смысловой нагрузки рунной формулы. Если исходить из исторического первоисточника, то вис было несколько видов. В самой общей форме мы имеем возможность говорить о висах, нидах и других формах скальдической поэзии.

Дело в том, что все это есть скальдическая поэзия (а это довольно своеобразная форма стихосложения и в принципе не жду ни от кого вис с аллитерацией, тут нужно быть поэтом), но висы при этом простые стихи (часто исполняемые с аллитерация, иногда простым ритморядом — что крайне редко было), ниды же отличались всего навсего применимостью, но не техникой стихосложения. Нид — это наказательный, хулительный, неблагочистивый стих. Грубо говоря выговор стихотворной форме, или, выражаясь иначе, проклятие. Нид — позорный столб скандинавов. Существует также и мансинг — любовные стихи.

Помимо этого, есть и иные виды скальдической поэзии, а именно: драпы — это гимны, состоящие из отдельных вис (они вполне автономны), объединял их стев (припев); флокки — простые «бытовые» стихи.

Кто-то может изучить специфику скальдической поэзии и применять, соотвественно, висы такого написания. Кто-то будет соблюдать базовые правила и писать стихи согласно стандартному ритморяду. В идеале, конечно, писать висы на норвежском, но это уже из разряда фантастики.

Теперь о поэтической стороне вис.

Поэзия того периода была двух видов (сейчас сугубо о литературной, этнографческой стороне вопроса): эддическая и скальдическая. В этой статье рассмотрим скальдическую поэзию. Эддическая — фольклорная поэзия, отсюда и смысловая нагрузка.

Скальдическая поэзия не имела сюжетного разворота, как эддическая, но для нас интересна именно она. Этот вид поэзии базировался не на рифме, а на аллитерации: созвучии начальных звуков слов, стоящие под смысловым ударением и повторяющиеся с определенной регулярностью в двух соседних строках. Таким образом они «связывались». Кроме внешних в каждой строке имелись и внутренние рифмы. По применению чаще всего применялись драпы — хвалебные оды.

Скальдическая поэзия.

«Старшая Эдда» и «Младшая Эдда» более известны. Эти произведения несут огромное значение как культурно- историческое, так и эзотерическое. Есть современные произведения литературы, которые базируются на Эддах: «Сломанный меч», «Хроники Хьерварда».

В поэзии эддической видна сюжетная нагрузка. Скальдическая же поэзия более тяготеет к формальному стихотворному ряду. Основные черты: аллитерации, многоколенные метафоры, внутренние рифмы. Т.е. подчинение формы содержанию. У песни Эдды авторов не было, т.к.  они формировались десятилетиями и совершенствовались многими сказателями. Скальдическая поэзия выводит на первое место человека, автора стихотворной формы. Исследователи этой поэзии считают это следствием перехода от певца к поэту, от безымянного к автору.

Эддическое и скальдическое стихосложение берет начало из древнегерманского аллитерационного стиха. И в тоже время как стих эддический — максимально простая форма, то стих скальдический — максимально усложненная форма.

В скальдическом стихе все строго формализованно: количество слогов в строке, наличие и положение рифм внутренних, количество строк в строфе.

Наиболее распространенный скальдический размер — дротткветт. «Им сочинено пять шестых всей скальдической поэзии». Виса, т.е. строфа дротткветта состоит из восьми строк, образующих два четверостишия или четыре двустишия. В нечетных строках дротткветтной висы всегда два аллитерирующих слога, в четных — один, и это всегда первый слог.

Кроме того, в каждой строке должны присутствовать внутренние рифмы (хендинги), которые, по мнению скальдов, и создавали красоту дротткветта. Хендинг может слагаться из согласной с предшествующей ей гласной (полная рифма) и из согласного без предшествующего ему гласного (неполная рифма).

Ведать будут, верно,
Вдовица и девица,
Что на град я ратным
Обрушился оружьем.
След от струй преострых
Стали там остался.
Мне от Нанны ниток
Несть из Руси вести
(Харальд Суровый, пер. С.В. Петрова)

В каждой строке дротткветта должно быть шесть слогов, из которых три несут метрические ударения. Предпоследний слог в строке всегда должен был нести метрическое ударение, а также его должен нести первый слог четной строки, поскольку на него всегда падала «главная аллитерация».

Жаль, бежал обидчик,
Вежеству обучен.

Самое, конечно, сложное и почти нереальное в исполнении, ввиду особенностей фонетики русского (украинского) языка, то есть не романо-германской группы — это переплетение предложений дротткветта. Они могут втискиваться друг в друга кусочками.

Верно я — а ворог –
Лишь видел плоть девичью,-
Врать горазд – устами
Тронул губы любы.
(Эйндриди Эйнарссон, пер. С.В.Петрова)

Менее распространены такие ритмы и размеры: тёглаг, хрюнхент, рунхент и квидухатт.

Тёглаг — четырехсложный размер:
Злато благ
Влаге чаек,
Где конь Рёккви
Гривой реет…
(Эгиль сын Грима Лысого, пер. С.В.Петрова)

Хрюнхент — восьмисложный и четырехтактный размер, аналогичный дротткветту. Ударные и не ударные слоги обычно располагаются по схеме хорея.
Слушай, Магнус, песню славну.
Слова я не вем иного.
Я твою, владыка даков,
Доблесть славлю речью доброй.
(Арнор сын Торда скальд ярлов, пер. С.В.Петрова)

Рунхент — единственный размер с конечной рифмой. Также в нем используется внутренняя рифма и аллитерация.
Воспеть велите ль,
Как наш вчитель
Славит своїми
Делами имя?
(Эгиль сын Грима Лысого, пер. С.В.Петрова)

Квиндухатт — самый простой размер. Здесь ни внутренних, ни конечных рифм, а расстановка аллитерирующих слогов весьма свободная.

В поэзии скальдов основные элементы стилистики — хейти и кеннинги. Хейти — замена одного собственного названия/имени другим. К примеру, в «Старшей Эдде»: Один заменяется на Высокий, Вотан, что и есть хейти Одина.

Кеннинг — замена существительного речи обычной двумя, причем второе из них определяет первое.

Традиционные кеннинги — конь моря, древо битвы, холм шлема. Кеннинги могут быть многочленными (огонь треска стрел — меч, т.к. треск стрел — битва, огонь битвы — меч).

Основной жанр скальдической поэзии — хвалебная песнь. Основная форма скальдической хвалебной песни — драпа. В средней части драпы всегда находился так называемый стев (припев, разбивающий драпу на несколько кусков). Таким образом, драпа представляет собой чередование вис и стевов, которые могут быть прозаическими, а могут — стихотворными. Драпа без стевов — флокк. Он представлял собой просто цикл вис и считался менее престижной формой.

Нид восходит к первобытным заклинаниям, что налагались на врага и явно, и скрыто.

Существуют простые и сложные висы.

Простые висы – описание рун в формуле/руновязи и цели данной работы. В простой висе описывается каждая руна или комбинация рун. Также следует помнить принцип центральной руны формулы/руновязи: строчная формула читается слева направо, палидром же – из центра.

Сама виса – стихотворная форма, хоть и возможен вариант не стихотворных вис. Но именно стихотворные висы дают ритмичность, т.е. определенные вибрации, что и является необходимым фактором вис. В классике вис ритмичность достигается внутренней и внешней рифмой.

Идеальным вариантом созданием висы – использование прямого указания действия, т.е., например, использование гебо – связь, связывать. При создании висы прямо говорить: связываю.

Возьмем, для более сложного примера, формулу неуязвимости в бою: Тейваз+Эйваз+Лагуз.

Тейваз – борьба, битва за справедливость.

Эйваз – препятствие и защита.

Лагуз – вода, интуиция.

В данной формуле центральной руной будет Эйваз – защита. Значит, вису строим от центральной руны:

Защита крепка нерушима (Эйваз)

В битве за волю и правду (Тейваз)

Воина кроет водной завесой (Лагуз).

Этот вариант не идеален, но прост и оговаривает руны, которые используются в рунной формуле. В этом варианте нет необходимости проговаривать сами руны, т.к. виса использует маркеры, которые четко указывают на них.

В более сложном варианте возможно добавление несколько строф, которые расширят значение формулы, а также оговорят нужные подробности. В классике, виса имеет 6-8 строф. Но в силу другой семантики русского/украинского языков, внутреннюю рифму составить сложнее, хотя и возможно.

Воин и меч битвы не минут,

Павших валькирии подымут,

В битве за правду и волю (Тейваз)

Защитой крепкой закрою (Эйваз)

Как вода неуязвимой (Лагуз)

И враги все погинут.

Описание той же формулы практически теми же словами.

В начале составления вис, как правило, создаются именно такие, простейшие висы. В дальнейшем, по мере как нарабатывания личных навыков понимания рун, чувствования рунных вибраций и каналов, так и развития своего таланта эриля (поэта), висы будут составлятся с соблюдением скальдического искусства.

Поделиться в соцсетях:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •